Утверждены приказы обеспечивающие переход на обновленный ФГОС
- Приказ № 91а от 11.04.2023 г. «Об организации работы по введению ФГОС СОО»
- Приказ №106 от 24.04.2023 г. «О разработке школьного по введению обновлённого ФГОС СОО в 2023/2024 учебном году»
- Приказ № 109а от 10.05.2023 г. «Об утверждении плана по введению обновлённого ФГОС СОО в 2023/2024 учебном году»
Создана рабочая группа по обеспечению перехода на обновленные ФГОС НОО (2 класс), ООО (6 класс) и СОО (10 класс)
Председатель рабочей группы: Салько Н. А., директор образовательной организации.
Члены рабочей группы:
Рабочая группа по обеспечению перехода на ФГОС:
1. Яковлева Т. В., заместитель директора по УВР
2. Кислицына М. С., заместитель директора по УВР
3. Ляпунова Е. А., заместитель директора ВР .
4. Москалева Н. Н., заведующая хозяйством
5. Ященко Н. В., руководитель ТГ учителей начальных классов
6. Анисимова С. Н., преподаватель-организатор ОБЖ
7. Семыкина Н. А., педагог-психолог
8. Кондратенко Н. В.- библиотекарь
9. Николаева Е. М., учитель математики
Основная цель рабочей группы – обеспечить переход на новый ФГОС СОО с учетом имеющихся ресурсов, условий и возможностей в МБОУ «Средняя школа № 15» в соответствии Плана мероприятий, а также продолжить переход на обновленный ФГОС НОО и ООО (2-ой и 6-ой классы).
Основными задачами рабочей группы являются:
• разработка Программы среднего общего образования в соответствии с требованиями обновленных ФГОС;
• определение условий для реализации Программы среднего общего образования в соответствии с обновлёнными ФГОС;
• внесение изменений в действующие локальные нормативные акты, приведение их в
соответствие с обновленным ФГОС;
• анализ и удовлетворение потребностей МБОУ «Средняя школа № 15» в подготовке педагогических кадров и руководящих работников с учетом динамики требований к ресурсному обеспечению образовательной деятельности;
• обеспечение координации мероприятий, направленных на введение обновленных ФГОС
с учетом действующих программ;
• создание системы информирования общественности и всех категорий участников образовательного процесса о ходе внедрения обновленных ФГОС.
График перехода на обновлённый ФГОС среднего общего образования на 2023-2025 годы
Учебный год |
Классы |
|
10 |
11 |
|
2023-2024 |
В |
С |
2024-2025 |
В |
В |
Определен фокус внимания членов рабочей группы по введению обновленных ФГОС, это
продолжение работы по ведущим направлениям:
1. Обновление содержания начального общего образования в МБОУ «Средняя школа № 15» (2-ой класс);
2. Обновление содержания основного общего образования в МБОУ «Средняя школа № 15» (6-ой класс);
3. Обновление содержания среднего общего образования в МБОУ «Средняя школа № 15» (10-ый класс);
4. Обновление системы оценки планируемых результатов освоения Программ Среднего общего образования в МБОУ «Средняя школа № 15»;
5. Обновление содержания Программ начального общего образования и Программ
основного общего образования, обеспечивающего целостность урочной и внеурочной
деятельности;
Внесены дополнения в график перехода на обновленные ФГОС с 01.09.2023 года:
1. 10-е классы (очно-заочная форма обучения) – обязательное введение новых ФГОС среднего общего образования.
Какие основные изменения внесены в обновленный ФГОС СОО?
С 1 сентября 2023 года в МБОУ «Средняя школа № 15» начнут действовать обновленные ФГОС СОО для обучающихся, которые будут приняты на обучение в десятые классы в 2023 году.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г.
№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (зарегистрирован Минюстом России
12 сентября 2022 г., регистрационный № 70034) внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее соответственно – ФГОС, обновленный ФГОС СОО).
Принцип преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования
При внесении изменений во ФГОС СОО реализовывался принцип единства образовательного пространства и преемственности со ФГОС начального общего и основного общего образования, выраженный в том числе в детализированных требованиях к личностным, метапредметным и предметным результатам.
Уточненные формулировки позволяют привести в соответствие образовательным программам содержание учебников и контрольно-измерительных материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации (далее – ГИА).
Содержание ФГОС СОО обновлено с учетом ведущих направлений научно- технологического развития страны, приоритетов государственной политики в области воспитания и образования.
Организация образовательного процесса в соответствии с обновленным ФГОС СОО
Общий объем аудиторной работы обучающихся
Общий объем аудиторной работы обучающихся, прописанный в обновленных ФГОС СОО, приведен в соответствие с максимальной аудиторной нагрузкой, обозначенной в требованиях к организации образовательной деятельности, определенных СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 января 2021 г. № 2) (далее – СанПиН).
Максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся за два учебных года среднего общего образования не может быть более 2516 академических часов (на 74 часа меньше по сравнению с предыдущей редакцией ФГОС СОО), что соответствует СанПиН и позволяет предупредить переутомление и сохранить оптимальный уровень работоспособности обучающихся.
Определение количества/списка изучаемых учебных предметов
В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план обучения должен содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Второй иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература» могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий.
Расширение списка обязательных учебных предметов призвано обеспечить качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего образования в том числе по предметам естественнонаучного и социально-гуманитарного цикла (физика, химия, биология, обществознание, география), изучение которых в соответствии с предыдущей редакцией ФГОС СОО осуществлялось по выбору обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Сохранение на уровне среднего общего образования обязательного изучения русского языка на одном (базовом) уровне для всех профилей, предусмотренных ФГОС СОО, связано с тем, что русский язык – государственный язык Российской Федерации. Экзамен по русскому языку обязателен для всех обучающихся, владение современным литературным языком, навыками работы с различной текстовой информацией необходимы каждому выпускнику образовательной организации независимо от профиля обучения.
Важным изменением является включение изучения некоторых учебных предметов на углубленном уровне на уровне среднего общего образования, в том числе одного из самых выбираемых предметов для прохождения ГИА в 11 классе – обществознания. В этой связи для усиления правоведческой и экономиковедческой составляющих образования содержание таких предметов как «Право» и «Экономика» интегрировано в предмет «Обществознание» базового и углубленного уровня.
Содержание учебного предмета «Астрономия» вошло в полном объеме в содержание учебного предмета «Физика», также сохранены и требования к предметным результатам. Содержание учебных предметов «Естествознание» и «Экология» сквозной содержательной линией включено в такие учебные предметы как «Биология», «Химия», «Физика», усиливая содержание этих предметов.
Содержание учебного предмета «Россия в мире» вошло в учебные предметы «История» и «Обществознание».
В связи с тем, что такие предметы как «Право», «Экономика», «Естествознание»,
«Россия в мире», «Экология» изучались по выбору обучающихся, образовательные результаты, формируемые содержанием указанных учебных предметов, не являлись предметом оценки в рамках ГИА и иных оценочных процедур. Освоение обучающимися образовательных программ по названным учебным предметам не проверялось. В настоящее время благодаря утверждению обновленного ФГОС СОО эта работа будет систематизирована, содержание обозначенных во ФГОС СОО учебных предметов будет проверяться в рамках оценочных процедур.
Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля и возможностями общеобразовательной организации.
Обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.
Перечень федеральных нормативных правовых актов
Перечень региональных нормативных правовых актов
Уровень образовательной организации
Приказ от 11.04.2023 г. № 91а "Об организации работы по введению ФГОС СОО" (242 КБ)